Кировчане увидят выставку произведений Александра Самсонова, посвященную памяти художника

10 января 2020 года в 17:00 в выставочном зале Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых (ул. Карла Либкнехта, 71) открывается выставка памяти художника Александра Самсонова, чье творчество занимает особое место в истории вятской живописи.

09.01.2020

У кировчан есть уникальная возможность познакомиться с теми из его полотен, которые остались в Кирове у его друзей, родных и коллекционеров, а также приобрести каталог с лучшими работами мастера.

Александр Самсонов родился 21 декабря 1949 года в городе Кирове. После окончания 8 классов в 1965 году поступил в Воронежское конно-спортивное училище, завершил обучение в 1968 году. В 1977 году поступил в Кировское художественное училище, после 3 курса перевелся в Ленинград, и в 1982 году получил диплом Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова. В 1982 - 1983 годах учился на высших художественные курсах Ленинградской Академии художеств имени И.Е. Репина. В 1987 - 1989 годах преподавал в Кировском художественном училище. С 1990 по 1996 годы жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1996 году переехал в Киров. Постоянной работы не имел, писал картины, которые продавались за гроши, влачил нищенское существование. Принимал участие в нескольких выставках. Умер 19 марта 2009 года. Картины Александра Самсонова находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Германии, Японии.

Ленинградская школа, пройденная Самсоновым, одна из сильнейших в стране. Педагоги высоко оценивали его крепкий рисунок и его живопись, которая отличалась ясностью классического построения формы, широким темпераментным мазком. Первые работы выполнены мощно и основательно (например, «Портрет Филиппа Дмитриевича Пестова»). Перед художником открывался стандартный путь хорошего соцреалистического мастера, благо все данные располагали к тому.

Но хотелось говорить о вечном без ложной патетики. Хотелось говорить другим языком, чем общепринятый. Он продолжает создавать свои удивительные композиции. Он продолжает искать и находит особый стиль, который отличается остротой видения и выражения. Автором создается собственный миф. Неписаные законы мифотворчества приводят его язык к универсализации. Его образы обретают значение сакральных. В этом можно усмотреть прямое продолжение древних изобразительных традиций. Символичность народных росписей подхвачена русской иконописью, а затем реминисценциями отзывается в творчестве Самсонова-художника символизма и авангарда.

В портретах Самсонов вспоминает пластику модильяниевской линии, доводя до большей звучности, чистоты и светоносности цвет («Маленький цветок», «Юля», «Ирина», портреты дочерей Наташи и Екатерины). Художник тяготеет к «внутренней» портретности - по его мнению, натурное копирование модели губит портрет, ибо человек, застывший в долгом позировании, утрачивает эмоции и способность к выражению чувств. Теряется истина. Он создает образы-идеалы, образы-мечты, образы-символы. Каждый герой обретает всечеловеческий масштаб. В каждом заметен след личности создателя.

Художник нередко обращается к мифу и Священной истории. «Похищение Европы», «Орфей и Эвридика» переосмыслены и прочтены по-новому человеком современной цивилизации. Экспрессия достигается прежде всего цветом, линия словно включается в общую тональность полотен и следует главной теме. Музыкальность - неотъемлемое качество самсоновского мироощущения.

Любовью пронизано всё творчество Самсонова. Божественными созданиями становятся кошки Самсонова - сама грация, их природные достоинства утрируются под кистью художника, становясь признаками почти очеловеченных существ («Белая ночь», «Где же ты гуляешь, милый котик одинокий?»). Когда в картину вводится образ лошади, сама поэзия вселяется в полотно («Ноктюрн», «Голубые лошади»). Они словно снизошли из мира вышнего. Прием обратной перспективы и смещения планов только добавляет ощущения запредельности мира.

Влюбленность в Петербург и Вятку - два близких его сердцу города - явила к жизни такие работы, как «Река Мойка», «Трифонов монастырь», целая серия «Вятских перекрестков».

В одной из картин с названием «Дорога» (1988) Самсонов изобразил себя едущим в трамвае с белой кошкой на руках. Тесный трамвайный вагон, вобравший, словно в клетку, мужскую фигуру в пальто, несется в никуда. В облике человека - немой вопрос. А еще - ожидание. Это картина-откровение: себя художник пишет нечасто. Он весь растворён в своих холстах, где жизнь - без зла. Интерпретируя реальность, Самсонов овеществляет свою надежду на преображение мира в «эдемов сад».

Пресс-показ выставки: 10 января в 14:00.




09.01.2020 14:07:36

Архив новостей
« Сентябрь » « 2020 »

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31
Закрыть Нет событий за указанную дату
1 2 3
Закрыть Нет событий за указанную дату
4 5
Закрыть Нет событий за указанную дату
6
Закрыть Нет событий за указанную дату
7 8 9 10 11 12
Закрыть Нет событий за указанную дату
13
Закрыть Нет событий за указанную дату
14 15
Закрыть Нет событий за указанную дату
16 17 18
Закрыть Нет событий за указанную дату
19
Закрыть Нет событий за указанную дату
20
Закрыть Нет событий за указанную дату
21 22 23 24 25 26
Закрыть Нет событий за указанную дату
27
Закрыть Нет событий за указанную дату
28 29 30 1
Закрыть Нет событий за указанную дату
2
Закрыть Нет событий за указанную дату
3
Закрыть Нет событий за указанную дату
4
Закрыть Нет событий за указанную дату


Контактная информация

АДРЕС:
610000, г. Киров,
ул. Воровского, д.79
ФАКС (8332)54-44-78
Адрес электронной почты: culture@admkirov.ru